Статьи

История автомобильных грузоперевозок в России

Идея приспособить самодвижущиеся транспортные средства для перевозки разнообразных грузов возникла одновременно с появлением парового двигателя. Но ее реализации в существенной степени препятствовали малые мощности тогдашних агрегатов, сложности в их массовом производстве и регулярном техническом обслуживании. И если железнодорожные составы в конце XIX века уже вовсю использовались для транспортировки не только пассажиров, то грузовые автомобили встречались на дорогах лишь изредка.

Идею, лежащую на поверхности, удалось реализовать в промышленных масштабах только после налаживания в разных странах мира производства бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Наибольших успехов в области проектирования и выпуска грузовых автомобилей добилось предприятие Генри Форда. Начиная с 1908 года грузовики «Форд-Т» и других модификаций составляли основу автопарка подавляющих стран мира. Благодаря широкому внедрению передовых по тем временам технологий и решений, доставка грузов автотранспортом быстро доказала свою высокую эффективность по сравнению не только с гужевыми повозками, но и с железнодорожным сообщением или судоходными путями. Главными преимуществами такого метода транспортировки являлись сравнительно низкая стоимость, достаточно высокая скорость и простота применения.

Не являлась исключением в этом плане и царская, а позже – Советская Россия. Но созданию полноценной отрасли автомобильной транспортной логистики в стране препятствовало несколько обстоятельств. Во-первых, основу автопарка составляли дорогостоящие машины иностранного производства или образцы, адаптированные по лицензии. Во-вторых, из-за огромных расстояний грузоперевозки по России традиционно осуществлялись железнодорожным, речным или морским транспортом. В связи с этим возникало и третье препятствие в виде недостаточно развитой сети благоустроенных автомобильных дорог.

Ситуация коренным образом стала меняться в середине ХХ века. Тогда отрасль автомобильных грузоперевозок развивалась во всем мире столь стремительно, что возникла необходимость введения определенных стандартов и регламентов, призванных регулировать эту деятельность. С учетом этих реалий в СССР было построено несколько крупных автомобильных заводов, использующих все новые и новые технологии, повышающие технические характеристики выпускаемых транспортных средств, даже несмотря на достаточно жесткую изоляцию со стороны так называемых капиталистических стран. Несмотря на то, что в конце ХХ века достижения отечественного автопрома были в значительной степени утрачены, развитие и благоустройство дорожной сети поддерживалось в относительно удовлетворительном состоянии. А сегодня дорожно-транспортная инфраструктура и вовсе переживает настоящий ренессанс. Это вполне объяснимо, если учесть те очевидные плюсы, которые предоставляет автомобильная составляющая транспортной логистики и всей отрасли в целом.