На протяжении многих столетий эволюция человеческой цивилизации развивалась достаточно неспешными темпами. Но примерно к середине XIX века все кардинальным образом переменилось. Научно-техническая революция, вызванная, во многом, истощением ресурсов колониальных владений тогдашних империй, придала мощнейший импульс экономическому развитию. А уже в XX веке промышленное превосходство «развитых» стран снова свелось бы к рецессии, если бы не изобретение автомобиля.
Хрестоматийный лозунг «Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения!» является абсолютно зеркальным отражением идеологического нарратива начала прошлого века. Тогда самодвижущееся пассажирское транспортное средство являлось именно показателем шика и статуса его владельца. А к середине прошлого века прагматичные американцы поняли, что доставка грузов автотранспортом гораздо экономичнее, функциональнее и эффективнее морских или железнодорожных перевозок. Именно в США, при огромной территории страны, буквально в рекордные сроки была построена паутина высококачественной дорожной сети. Даже – в ущерб железнодорожным путям сообщения и гидротехническим сооружениям, крах которых можно наблюдать в наши дни.
Казалось бы, а что мешало Европе, с ее относительно компактными размерами, древнеримскими мощеными дорогами, хвалеными серпантинами, автобанами, давно изученными почвами и грунтами сделать что-то еще более лучшее. Вряд ли последствия многочисленных войн, бомбежек или каких-то природных катаклизмов привели к тому, что европейские дороги стали хуже американских. Здесь явно есть какая-то другая причина.
Мало того, в любой классической литературе можно встретить упоминания об «ужасных» русских дорогах. Вполне возможно, что так оно и было. Но сегодня грузоперевозки по России, по объективным данным независимых мировых специализированных изданий, превышают по объемам все страны Европы в несколько раз.
Как бы там ни было, нынешняя геополитическая, экономическая и технологическая ситуация наглядно доказывает, что развитие автоперевозок в частности и грузоперевозок в целом по-прежнему будет являться одним из главных локомотивов мирового экономического развития. Понятно, что принцип действия самих транспортных средств может изменяться с развитием технологий – беспилотные, космические, плазменные и так далее. Но необходимость перемещения грузов никогда не отпадет. А, значит, автопром и дальше будет двигать прогресс цивилизации.